Не Суть Времени

Ярославский форум бывших сторонников движения
 
ФорумГалереяПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Закавказские сценарии на 2013 год

Перейти вниз 
АвторСообщение
Kurvimetr



Сообщения : 112
Дата регистрации : 2012-07-14

Закавказские сценарии на 2013 год Empty
СообщениеТема: Закавказские сценарии на 2013 год   Закавказские сценарии на 2013 год Icon_minitimeВс Янв 13, 2013 6:18 pm

http://www.imperiya.by/club19-14925.html
Закавказские сценарии на 2013 год
3 января 2013, Гай Борисов

Политический конфликт в Грузии - премьер-министр Иванишвили против президента Саакашвили - становится все более острым и интригующим. Многое подсказывает, что двум группировкам вряд ли удастся ограничиться простым политическим оппонированием.

Закавказские сценарии на 2013 год 14925

Сторона Иванишвили наращивает давление. За решеткой уже многие из бывших видных грузинских "реформаторов". Ключевые министры кабинета Саакашвили, в том числе и некогда всесильный экс-глава МВД и экс-премьер Вано Мерабишвили, вызываются на допросы. Саакашвили активно сопротивляется, апеллируя к бывшим западным партнерам, наиболее влиятельные из которых - руководство США и Евросоюза - пока с активными действиями и однозначными заявлениями против его противников не спешат. О намерении поддержать хромую грузинскую утку заявили разве что восходящая звезда западной части украинского политического небосклона, боксер-профессионал Виталий Кличко и затухающая звезда антироссийской политики на Украине, первый президент Леонид Кравчук.

Конфликт Иванишвили с Саакашвили постепенно выходит за рамки грузинской внутренней политики. Стоит напомнить, что сразу после подведения итогов парламентских выборов в Грузии, когда стало очевидно, что партия Саакашвили в них проиграла, президент России Владимир Путин заявил со сдержанным оптимизмом, что "ситуация на Кавказе начинает меняться". Так оно и происходит.

Надо сказать, что Бидзина Иванишвили нанес свой первый официальный визит в Брюссель. Вернувшись оттуда, он заявил, что поездка грузинской делегации во главе с ним в Европу "обошлась бюджету страны дорого" и добавил, что ожидаемый многими визит в США он запланирует в будущем году - "в наиболее подходящее для этого время". В указанном заявлении Иванишвили велика доля популизма, однако с точки зрения анализа политической обстановки, это немаловажный сигнал. Вряд ли Саакашвили мог бы позволить себе ляпнуть что-либо подобное. Здесь допустимы две версии - либо в США пока не готовы говорить с новой грузинской властью (что наиболее вероятно), либо Иванишвили не рассчитывает получить в Вашингтоне что-либо, что бы перекрыло расходы на поездку туда (тоже вполне допустимо). В любом случае, повестка отношений Грузии с США серьезным образом пересматривается. Правда, это не мешает разноплановым американским и европейским делегациям продолжать активно влиять на текущие в Грузии процессы - в Тбилиси за последние пару месяцев побывали все - от Генерального секретаря НАТО Фог-Расмуссена и Верховного представителя по внешней политике ЕС Эштон, до целой вереницы заместителей Госсекретаря США, их помощников и заместителей помощников. Влияние Запада на внутриполитическую ситуацию в Грузии остается подавляющим.

Грузия, являющаяся, по определению одного из армянских политиков, "ключом к антироссийскому поясу на постсоветском пространстве" - важнейшее направление американской политики в Закавказье, особенно с учетом продолжающегося охлаждения отношений Вашингтона с Москвой. Предположения о некоем сговоре между Россией и США относительно расклада сил в Закавказье кажутся на данном этапе безосновательными. Скорее, Москва и Вашингтон сошлись в этом регионе в жестком клинче - Россия сохраняет военно-политическое доминирование в Армении, а Азербайджан тяготеет политически и экономически в сторону Турции и Запада. В этой ситуации внешнеполитическая стратегия Грузии как играла, так и играет ключевую роль в определении баланса сил в Закавказье.

Это, кажется, осознается новым грузинским правительством. Как заявил Иванишвили, "Грузии досталось очень интересное геополитическое положение, которое следует использовать максимально эффективно. Мы очень много работаем над этим. Этой цели служит мой визит в Азербайджан, а после этого я собираюсь посетить Армению, потом Турцию". В Тбилиси, кажется, начали понимать, что втянув Грузию в глобальную политику в качестве "яблока раздора" без видимых дивидендов для самой страны, Саакашвили поставил под удар и ее потенциал в качестве действительно важной региональной страны. Поэтому на региональном уровне Иванишвили был вынужден пойти на более решительные заявления и действия.

Конфронтация с Россией стоила Грузии энергетической независимости, поскольку плотно привязала к монопольному поставщику газа в лице Баку. Экономическое и политическое влияние Азербайджана и Турции в Грузии нарастало год от года. Баку смело лоббировал и кредитовал важные для себя проекты на грузинской территории, пользуясь полной поддержкой Саакашвили.

И вот 21-го декабря прошлого года Иванишвили заявил, что строительство железной дороги Ахалкалаки-Карс в рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс вызывает у него вопросы, которые он намерен поставить в ходе предстоящего визита в Азербайджан. Некоторые грузинские эксперты и ранее выражали сомнения в целесообразности этой магистрали. Так, в одном из комментариев для "Независимой газеты" экс-глава грузинского МИД Саломе Зурабишвили, в частности, заявила, что Тбилиси упустил из виду несколько обстоятельств. Например, то, что грузы, в настоящее время поступающие в Азербайджан через порты Поти и Батуми и далее - по Грузинской железной дороге, могут быть переориентированы на турецкие порты и турецкую же железную дорогу. Как и грузы, экспортируемые Азербайджаном. Очевидно, говорила Зурабишвили, что Грузия рискует остаться без серьезной части транзитных поступлений. То есть, резюмировала дипломат, эта железная дорога нужна Азербайджану, а Грузия никаких существенных преимуществ после ее запуска не получит.

В аналогичном ключе до визита в Баку расставил акценты и Бидзина Иванишвили. Из его второго заявления по данной теме, прозвучавшего 24 декабря, стало ясно, что Баку-Тбилиси-Карс оставляет за региональным рынком транзитных перевозок не только Армению, но и более 420 километров действующих железнодорожных коммуникаций самой Грузии, а также, что еще более важно, снизит грузооборот грузинской портовой инфраструктуры. Не удивительно. Финансируя проект (Баку выделил на эти цели почти $ 1 млрд), Азербайджан заботился не о загрузке грузинских портов на черноморском побережье, а стремлением обеспечить железнодорожную связь с Турцией по кратчайшему из возможных в обход Армении маршрутов, а также получить железнодорожный доступ к Нахичевани - своему анклаву, заблокированному территорией Армении.

Реакция азербайджанской стороны на заявления Бидзины Иванишвили оказалась крайне болезненной, что полностью подтверждает мысль Зурабишвили о том, что дорога нужна именно Азербайджану и его стратегическому союзнику - Турции. В Баку Иванишвили вполне прозрачно дали понять, что готовы пересмотреть цену на поставляемый в Грузию азербайджанский газ, которая пока составляет $ 200 за 1000 куб.м. Кроме того, прозвучала и угроза пересмотреть тарифную политику в области транзитных грузов. В таком случае о предвыборных обещаниях Бидзины Иванишвили, который, например, сулил избирателям поэтапное снижение тарифов на газ, улучшение иных социально-экономических параметров, можно было бы забыть сразу и навсегда.

Грузинский премьер моментально сменил риторику. Выяснилось, что он, оказывается, никогда не ставил под сомнение вопрос о строительстве железной дороги, и желание обострить ситуацию в связи с его заявлением возникло только у оппозиции. С экономической точки зрения все вопросы решаемы и они никого, включая самих азербайджанцев, "не напрягают", сказал Иванишвили. Более того, будучи в Баку он назвал свои высказывания относительно проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК) "поспешными". Также Иванишвили заявил, что после переговоров с президентом Ильхамом Алиевым "убедился, что между нашими странами существуют прекрасные отношения. И если между нами возникнут какие-то мелкие вопросы, то мы их можем решить в дружеской обстановке".

Однако в Баку, насколько можно понять, все эти извинения (а по своей сути высказывания Иванишвили были именно извинениями) большого впечатления не произвели. Там вопрос строительства БТК явно не считают мелким, напротив, называют проектом мирового масштаба и частью системы региональной безопасности. Бакинская пресса сочла, что слова Иванишвили стали попыткой получить от азербайджанской стороны дополнительные преференции. "Иванишвили идет по стопам Саакашвили, который также использовал транзитный потенциал Грузии, проще говоря, зависимость Азербайджана", убеждены эксперты газеты "Зеркало", по мнению которых новый грузинский премьер пытается использовать эту зависимость для того, чтобы возложить на Баку часть расходов по реализации собственных предвыборных обещаний. Отсюда делается вывод, насколько опасно для Азербайджана иметь подобного "союзника".

Впрочем, в Баку, разумеется, понимают, что президент Михаил Саакашвили, оторвав свою страну от России и СНГ, так прочно привязал Грузию к азербайджано-турецкому тандему, что никакого пространства для маневра у новых грузинских властей на деле нет. Иванишвили тоже это быстро понял, иначе не стал бы поспешно дезавуировать собственные заявления, попутно превознося "мудрость" действующей азербайджанской власти. К тому же у Баку есть еще один козырь, который был продемонстрирован грузинскому премьеру.

В той же газете "Зеркало" говорится, что на фоне явной ненадежности грузинской стороны выгодным союзником для Азербайджана могла бы стать... Армения. Сегодня говорить об этом не приходится, поскольку Баку угрожает решить карабахскую проблему силой. Но в перспективе - ничего не исключено. "По большому счету, Армения и Азербайджан являются потенциальными союзниками. Армения нуждается в транспортно-коммуникационных коридорах, в энергетических ресурсах и, наконец, создании атмосферы инвестиционной привлекательности страны для реализации более независимой политики. Азербайджан в свою очередь нуждается в диверсификации транспортно-коммуникационных экспортных маршрутов, хотя бы для того, чтобы избавиться от односторонней зависимости в этом вопросе от Грузии", - сказано в публикации.

Фактически впервые в Азербайджане, пусть и на неофициальном уровне, высказана идея, которая уже в течение многих лет предлагается армянской стороной: "разморозить" торгово-экономические взаимосвязи сторон конфликта, деблокировать транспортно-энергетические коммуникации, а уже после этого, в условиях новой региональной реальности, начать конкретное разрешение карабахского вопроса. Однако этот намек сделан, конечно же, не только для того, чтобы припугнуть Тбилиси наличием возможной альтернативы грузинской транзитной монополии. Ясно, что таким образом самой Армении пытаются "помочь" определиться в геостратегическом выборе между Западом и Россией. Известно, что процесс, который ныне протекает в рамках программы Евросоюза "Восточное партнерство", участником которой является Ереван, должен завершиться заключением соглашений о зоне свободной торговли и об ассоциации республики с Евросоюзом, причем - уже в конце начавшегося 2013 года. Одновременно Россия не оставляет попыток присоединения Армении к Таможенному союзу. Причем отсутствие общих границ для этого не является препятствием, как то неоднократно утверждали в Армении. Руководитель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко заявил, что Армения в ТС может стать эксклавом - наподобие Калининградской области России.

Очевидно, что продолжение блокады со стороны Азербайджана и Турции, отсутствие перспектив в плане развития международной кооперации, усиление изоляции Армении в результате запуска новой магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс вынудят Ереван сменить европейскую ориентацию на евразийскую, то есть довести до максимума экономическое и военно-техническое партнерство с Россией, тем самым гарантировав свою безопасность. Возобновление торгово-экономических связей с Азербайджаном (что автоматически предполагает и деблокаду армяно-турецкой границы) даже в условиях нерешенности карабахского кризиса практически исключит евразийскую перспективу для Еревана. Тем более что в недавнем интервью телеканалу "Россия 24" президент Азербайджана Ильхам Алиев, в частности, заявил, что его страна не видит перспектив для себя ни в Таможенном союзе, ни в Евразийском союзе. Дав понять, что Азербайджан в экономическом и финансовом отношении вполне самодостаточен, президент Алиев подытожил свою позицию русским присловьем "от добра добра не ищут". По-видимому, парадигма подобного "добра" должна быть экстраполирована и на Армению. Что, заметим, полностью соответствует озвученным госсекретарем США Хиллари Клинтон планам США воспрепятствовать любым попыткам Москвы "возродить Советский Союз" под "брендами" Таможенного или Евразийского союзов.
Вернуться к началу Перейти вниз
muskaden

muskaden

Сообщения : 19
Дата регистрации : 2013-01-12

Закавказские сценарии на 2013 год Empty
СообщениеТема: Re: Закавказские сценарии на 2013 год   Закавказские сценарии на 2013 год Icon_minitimeВс Янв 13, 2013 7:26 pm

http://www.odnako.org/blogs/show_23122/
К гипер-милитаризации Азербайджана: против кого он так вооружается

Цитата :
Закавказские сценарии на 2013 год M9x2jN72
Валентин Жаронкин
Родился в 1980 году в городе Сумы. Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.
«Считаю диктатуру на Украине невозможной, а демократию – невыносимой».

Закавказские сценарии на 2013 год B5ca46dk
13 января 2013
Из первой десятки в ежегодном рейтинге стран с наиболее милитаризованной экономикой по итогам 2012 года лишь одна (это Сингапур) не имеет никакого отношения к Ближнему Востоку и не соседствует с ним. Что как бы намекает на ту роль, которую регион может сыграть в мировой истории.

Понятно, что рейтинг Боннского международного института конверсии можно уличить в ангажированности. Скажем, Соединенные Штаты, расходующие на оборону и нападение 4,7% валового национального продукта, каким-то образом оказались на 30-м месте, а Россия со значительно меньшим процентом милитаризации экономики в 3,02% – на четвертом. Оставим это на совести составителей. Однако что нужно признать – они фиксируют динамику. В этом смысле открытием года стал Азербайджан, попавший на 8-е место, с расходами на вооруженные силы в 5,7%.

Рождение «сверхновой» готовилось исподволь. За восемь лет с 2004-го по 2012-й в абсолютных цифрах военный бюджет Азербайджана вырос со 170 миллионов долларов до 3,2 миллиардов. Т.е. в девятнадцать раз. Логично задаться вопросом, кого бывшая республика СССР держит на мушке прицела и зачем. Тем более что на Южном Кавказе сравнительно недавно мы как раз наблюдали одну вспышку «сверхновой». Соседняя Грузия в период с 2003 по 2007 поставила мировой рекорд, увеличив военные расходы более чем в тридцать раз. Все знают, чем это закончилось в 2008-м.

Опыт Грузии в той войне не стоит сводить к упрощенному представлению Михаила Саакашвили как американской марионетки. Его личный вклад в это дело еще ждет соответствующего расследования. Судите сами. Какая судьба ожидала бы экономику Грузию, чуть менее чем полностью зависимую от внешних вливаний, после начала всемирного кризиса в случае НЕначала войны в Южной Осетии? «Грузинское чудо» посыпалось бы, как карточный домик. Барак Обама гарантированно снял бы их с содержания (а у республиканцев шансов на победу в 2008 году практически не было). Война же всё изменила. Американцам пришлось продолжить спонсирование Саакашвили – и в результате даже катастрофический во всех отношениях год Грузия закончила хоть с небольшим, но приростом ВВП! Мы не можем знать наверняка, однако не исключено, что ответственность за войну в Южной Осетии целиком и полностью лежит на одном человеке, который таким способом решил упредить приближающийся крах грузинской экономики.

Это лишь версия. Но я ее описываю с вполне конкретной целью – продемонстрировать, что нередко динамично растущая военная мощь вызывает у политиков «головокружение от успехов». Очень опасное чувство. Оно может вызвать соблазн с помощью армии не только предотвращать угрозы или решать военные задачи, но также попробовать сымпровизировать с вопросами политического и другого характера. Ошибочно предполагая, что это тот самый шанс, который выпадает один раз.

Хотя некоторые эксперты позволяют себе делать уверенные прогнозы по поводу того, против кого на самом деле вооружается президент Азербайджана Ильхам Алиев, но вряд ли тут можно увидеть четко определенную и долгосрочную цель. Есть Армения, с которой у Баку остается неразрешенная проблема Нагорного Карабаха. Есть Иран, который, возможно, станет объектом американской и/или израильской агрессии. Кстати, именно Израиль является одним из основных партнером Азербайджана по перевооружению армии. Партнер и поставщик, который к тому же делится технологиями и помогает развернуть собственное военное производство. Есть даже Туркмения, с которой Баку спорит по поводу нефте- и газоносных участков Каспийского моря. При всем неправдоподобии последней версии в ее пользу все-таки говорит то, что основные покупки новых образцов военной техники Азербайджана приходятся на ВМФ. Т.е., морской театр военных действий не считается второстепенным. Есть также Россия, против которой экспертно-политическое сообщество Азербайджана развернуло самую настоящую кампанию по дискредитации. Так, ведущие аналитики Баку синхронно вдруг заговорили, что в интересах Азербайджана способствовать сепаратизму на Северном Кавказе и Поволжье...

В целом обстановка настолько нездорова, что перевооруженная и неплохо оснащенная армия Азербайджана сильно напоминает известное чеховское ружье, которое не просто так весит на стене. Может и выстрелить. Как ни алогично это выглядит, однако для Москвы наиболее неблагоприятным сценарием будет натиск Азербайджана в противоположную сторону от российских границ. Т.е., на Иран.

Не то чтобы азербайджанские руководители выдвигают территориальные претензии к южному соседу - но факт, что в Иране проживает, по разным оценкам, от 12 до 23 миллионов их соотечественников. Иранский Азербайджан и территориально, и по численности населения заметно крупнее одноименного государства со столицей в Баку. Если выпадет «шанс», руководство Азербайджана почти наверняка сделает попытку присоединить этнически родственные территории по ту сторону границы. А после этого исчезнет проблема Нагорного Карабаха и конфликта с Арменией. Не в силу своей сравнительно меньшей значимости, а просто после решения проблемы Азербайджаном в одностороннем порядке она перестанет существовать. Вместе с влиянием России на Южном Кавказе в целом. Есть такое мнение, что в цепочке последовательностей вслед за свержением правительства в Сирии следующей жертвой агрессии обязательно станет Иран. Утверждение спорное. Может, будет так, но здесь нет железной связи. Однако то, что за Ираном зоной конфликта сразу же без всяких промежуточных этапов станет Южный Кавказ, нет никаких сомнений.

Для России эти новости не несут ничего хорошего, но, с другой стороны – и ничего нового. Нет никакого секрета в том, что если против Тегерана начнется военная операция, поддерживаемая или возглавляемая США, то схождение кавказской лавины невозможно будет остановить. И в отношении руководства Азербайджана в данном случае Россия может сделать только одно. Объяснить всеми доступным средствами, что «шанс» предполагает также очень большой риск. О котором политические деятели, глядя на парады мощной военной техники, часто забывают.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Закавказские сценарии на 2013 год
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Не Суть Времени :: ЗЛОБА ДНЯ :: Прогнозы и пророчества-
Перейти: