http://narpolit.ru/tochka_opory/socrealizm_1914_goda_08-27-18.htmСоцреализм 1914 года1-го августа в Российской Федерации отметили почти что круглую дату – 99 лет со дня начала Первой Мировой войны. То, что эту дату отмечать стоит – сомнений нет ни у кого, включая и президент а Путина, который несколько месяцев назад и внес 1 августа в список памятных исторических дат.
Вопрос в другом – как день отмечать. И главное – где? Этот вопрос тоже встал вчера, когда по телику показали соответствующую церемонию на Соколе. Все было как полагается – речи, ряды участников военно-исторических клубов, одетых в форму русской армии 1914 года, возложение венков… к единственному(!) как выяснилось в стране более-менее подходящему для такого случая памятнику. Причем скорее менее подходящему – монумент на Соколе представляет собой каменную стелу, увенчанную фигурой орла. Так что кому именно он посвящен – для современного жителя Москвы… не очевидно, так скажем. В общем, вопрос понятен – к 100-летию Первой Мировой нужен соответствующий памятник. Но какой?Этим вопросом непременно придется задаться, если доведется взглянуть на выставку проектов, прошедшую недавно в столице. Дело в том, что, глядя на большинство представленных проектов, невозможно не заметить, что выполнены они в той же стилистике, что и многочисленные памятники солдатам 1941-1945.
Но – увы! – если фигура солдата, поднимающегося в атаку естественна для монумента, посвященного войне, закончившейся в Берлине, то для войны, завершившейся «похабным» (вот уж верное словечко подобрал к нему Ленин!) Брестским миром… Странно, короче выглядят композиции в стиле соцреализма 50-х годов для такого памятника. Тем более, что даже и в советской монументалистике 60-х-70-х годов этот стиль был уже изжит – достаточно вспомнить таллиннского «Бронзового Солдата» или болгарского «Алёшу»…
Будем честны: коль скоро Первая мировая - это одна из проигранных нашим Отечеством войн, то и памятный знак о ней должен, как минимум, заставлять задуматься.
Отчасти этой цели соответствует вот такой проект (см. фото).
Группа солдат, бредущая по крутому мосту, который на самом деле и не мост вовсе, а кусок того самого «колеса истории», которое вот-вот пойдет вниз…
В этом что-то есть. Но, почему же сами эти фигуры столь топорно, буквально кое-как, вылеплены? До такой степени кое-как, что напоминают более оловянных солдатиков, чем живых людей? Если автор просто поторопился, то почему бы ему было не начать свою работу раньше? А если так и было задумано – то … нафиг такие задумки по разжалованию героев в игрушки…
Опять же - можно сколько угодно тешить себя фразой Черчилля о том, что в 1917 году «корабль русской государственности пошел ко дну, когда уже был виден спасительный берег», но … факт есть факт – корабль-таки затонул и империя сгорела-таки в огне войны. Прежде всего потому сгорела, что в один прекрасный (или проклятый – это уж кому как нравится) русский солдат отказался далее тянуть свою фронтовую лямку. Как и почему так случилось – разговор отдельный и долгий, но факт есть факт: усталость от тяжкого труда войны тогда перевесила верность престолу.
И в этом смысле хороша (в принципе) получается идея вот такого памятника (см. фото):
Усталый Солдат бредет по тропе войны, держа на плечах винтовку – и от того фигура его становится похожей на распятие.
Символика, впечатляет, да… Но отчего же солдат изображен буквально бОсым и голым – без сапог и гимнастерки, в одним то ли брюках, то ли кальсонах (ремня-то тоже нет!) Слов нет – снабжение русской армии в 1914-1917 было далеко от идеала, интенданты воровали нещадно… но не до такой же степени. Или автор хотел, чтобы мы сегодня простили солдат Первой мировой, уходивших в 1917-1918 годах домой с позиций?
Однако не торопитесь «прощать солдатам последний грех» - они в этом прощении не нуждаются. У них к 1917 году за спиной было уже много чего: и бесконечные марши в Галиции и блуждания среди Мазурских болот, и тоска «великое отступления» 1915 года, и набат Брусиловского прорыва 1916… Как говорится – «с наше повоюйте хоть бы год». Да еще услышьте потом, в 1917, что вся эта мировая бойня – из-за какой-нибудь тогдашней «яхты Абрамовича».
Кстати – а мы уверены, что сейчас из-за аналогичной яхты…? То-то.
Так что не будет ничего удивительного, если в итоге отборочная комиссия предпочтет нечто политкорректное – вроде абстрактного ангела или такого вот «яйца Фаберже» (см. фото).
Да и как быть иначе, если «соцреализм-1914» явно не годится, а все прочее порождает не совсем те мысли...