Не Суть Времени
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Не Суть Времени

Ярославский форум бывших сторонников движения
 
ФорумПорталГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Материя как философская категория

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
Admin


Сообщения : 182
Дата регистрации : 2012-07-14

Материя как философская категория Empty
СообщениеТема: Материя как философская категория   Материя как философская категория Icon_minitimeВт Май 28, 2013 6:07 pm

Материя как философская категория.

Внешний мир как предмет философского осмысления. Проблема мирового первоначала и категория материи. Историческое развитие представлений о материи. Первоначало - первостихия, субстанция, вещество, абстрактная категория. Содержание термина “материя” в науке и философии. Философское определение материи.

Родиной философии считается Греция. Именно там в V в. до н.э. философия стала самостоятельной формой знания.
Раннегреческая философия развивалась в тесной связи с зачатками наук о природе. Спецификой древнегреческой философии было то, что она унаследовала мифологический вопрос о первоначале мира. Но если мифология греков задавалась вопросами кто породил сущее, то философы задавались вопросом из чего все произошло. разница принципиальная: мифология рассказывала как взаимоотношения богов привели к возникновению четырех стихий (земли, воды, огня и воздуха), а философы задумались над тем как все само собой произошло из этих стихий.
Такой подход к философской проблематике называется натурфилософией - философией природы. Надо сказать. что греческая натурфилософия возникла как материалистическая - поскольку натурфилософы стремились объяснить природу из нее самой и пытались отыскать “материал”, из которого мир сделан. “Материалистами”, правда, их называть все же в современном смысле слова нельзя, но саму идею о некоем материальном первоначале натурфилософы все же высказали.
Так, например, философ Фалес (известный нам также из курса геометрии) был уверен, что “главной” стихией является вода; Анаксимен отводил эту роль воздуху, а Гераклит - огню.
Следующий шаг в развитии представлений о материи сделал Анаксимандр, выдвинувший идею о том, что первоосновой всего сущего является т.н. апейрон (беспредельное) - нечто такое, что не имеет самостоятельной формы, кто может оказаться чем угодно - и водой, и воздухом и огнем и землей. Так в философии появилась идея субстанции - т.е. некой самодостаточной первоосновы всего сущего. Следующий шаг был сделан Демокритом, который “раздробил” апейрон на множество мельчайших неделимых частиц - “атомов”, которые и составляют “вещество вообще” - материю.
На этом уровне представлений о материи и наука и философия задержались уже надолго - на 2 тысячи лет, до самого XX в.
И только в XX в. в связи с открытием радиоактивности представление о “материи веществе” дало трещину, т.к. оказалось, что материя может превращаться в лучистую энергию по знаменитой формуле E = mc2 .
Тогда в последний раз вспыхнула дискуссия о том, что такое материя, в которой принял участие и В.И.Ульянов (Ленин), написавший книгу “Материализм и эмпириокритицизм” (1908 г.). Книгу эту в свое время “проходили” в курсе диамата и ничего, кроме головной боли ее изучение у студентов не вызывало, что и неудивительно: Ленин был гениальным политиком, но никудышным философом.
Одно определение материи в данном труде чего стоит: “Материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении”.
Тут во первых уместно спросить что такое объективная реальность и чем она отличается от реальности субъективной (которая, собственно говоря, и в самом деле есть сумма наших ощущений). Интересно так же узнать, относится ли к объективной реальности та часть внешнего мира, которую мы не ощущаем (гравитационные волны, радиоактивность, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, радиоволны и т.д.). Ну и самый последний вопрос: кем дана нам в ощущениях эта самая реальность. Если придерживаться норм логики, то ленинское определение материи должно звучать так: “Материя - объективная реальность, данная нам Богом в ощущениях”.
Вот тогда все в порядке. И если бы В.И.Ленин был объективным идеалистом, то вопросов к нему больше не было бы. Но коль скоро Ленин хотел быть материалистом, да еще материалистом диалектическим, то все вопросы остаются, а вместе с ними лишается смысла и “ленинское определение материи”.
Тем более, что физики обошлись в конце концов и без философов. Они просто договорились о том, что материей следует считать не только вещество, но и поле, и пространство и время. А философы со временем условились, что материя - это философская категория для обозначения всех предметов и явлений существующих и происходящих независимо от нашего сознания.
Так что развитие представлений о материи можно представить так:

I стадия_________материя - первостихия
Фалес - Вода
Анаксимен - Воздух
Гераклит - огонь
II стадия________материя - субстанция
Анаксимандр - апейрон

III стадия_______материя - вещество
Демокрит - атомы

IV стадия
материя научная
Вещество, поле, пространство, время

материя философская
философская категория для обозначения объективной реальности реальности


Философское определение материи является предельно широким. Если завтра ученые обнаружат нечто такое. что существует независимо от нашего сознания вне времени и пространств, не являясь ни веществом, ни полем, то это нечто все равно подпадет под философское определение материи.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://nesutvremeni.forum2x2.ru
 
Материя как философская категория
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Не Суть Времени :: ЛИКБЕЗ :: Философский-
Перейти: